![]() |
![]() |
![]() |
||
ГЛАВА 6. Черный ящик |
||||
6/1.Черный ящик | 6/19. С увеличением системы основной метод ее изучения ( 6/3) становится все более трудным для применения. В конце концов количество необходимого труда становится необъятным. Что тогда должен делать наблюдатель? Этот вопрос имеет огромную важность в биологических науках - как в зоологических, так и в социологических, - ибо величина и сложность изучаемых в них систем действительно очень велика. Та же самая трудность встречается и в других науках. Так, хотя ньютоновская теория в принципе решила все проблемы тяготения, применение ее к трем телам весьма сложно, а к шести телам - чересчур трудоемко для практического осуществления. Однако астрофизики хотели бы задавать вопросы о поведении звездных скоп-лений с 20 000 членов! Что тут можно сделать? Опыт показал, что в подобных случаях ученый должен быть очень осторожен в отношении задаваемых им вопросов. Он должен спрашивать о том, что ему действительно нужно знать, а не о том, что ему кажется нужным знать. Так, начинающий скажет просто, что ему нужно знать, как будет вести себя скопление, т. е. знать траектории всех его членов. Однако, если бы эти сведения действительно были ему даны, они имели бы форму многих томов, наполненных числовыми таблицами, и тогда бы он понял, что на самом деле ему вовсе не нужно всего этого. Осмысленный вопрос в действительности обычно бывает довольно простым, например: <Сожмется ли это скопление в шар или вытянется в диск?> Физики, начиная с Пуанкаре, достаточно развили метод решения таких вопросов - метод топологии. С его помощью можно давать точные ответы на простые вопросы, избегая сложностей, которые бы просто захлестнули наблюдателя. Аналогичный метод в применении к сложным дифференциальным уравнениям дает возможность выводить наиболее важные свойства решений, когда получение полных решений было бы чрезмерно сложным. Это так называемая теория <устойчивости> дифференциальных, уравнений. Здесь для нас важно лишь отметить, что подобные методы существуют. Этим предполагается, что если <черный ящик> (такой, как мозг) содержит слишком много переменных для практического исследования его во всех подробностях, то кибернетически настроенный психолог может придумать <топологический> подход, с помощью которого он, не утопая в бесполезных деталях, сумеет получить ту информацию, которая ему действительно нужна (а не ту, о которой он думает, что она ему нужна!). Левин 1 пытался создать такую психологию, но в 30-х годах топология была еще недостаточно развита, чтобы служить полезным орудием. Однако в 50-х годах она стала значительно более развитой, особенно в той форме, в которой она излагалась в работах французской школы, вы-ходящих под псевдонимом <Николя Бурбаки>. По крайней мере перед нами открылась возможность существования психологии одновременно строгой и практической. 1 Курт Левин (род. 1890) -немецкий психолог, один из основателей гештальтисихологии. - Прим, перев. |
|||
6/3. Исследование | ||||
6/5. Абсолютность. | ||||
6/6. Недоступные состояния. | ||||
6/7. Вывод связей | ||||
6/8. Изоморфные машины | ||||
6/12. Гомоморфные машины | ||||
6/15. Структура | ||||
6/16. Модели. | ||||
6/20. Неполностью наблюдаемый <Ящик> | ||||
![]() |
![]() |
![]() |
||