![]() |
![]() |
|||
ГЛАВА 6. Черный ящик |
||||
6/1.Черный ящик | 6.1. Методы, развитые в предыдущих главах, дают нам теперь возможность исследовать проблему <черного ящика>, и это исследование явится прекрасным примером применения указанных методов. Проблема <черного ящика> возникает в электротехнике. Инженеру дается опечатанный ящик с входными зажимами, к которым он может подводить любые напряжения, импульсы и прочие воздействия по своему желанию, и с выходными зажимами, на которых ему предоставляется наблюдать все, что он может. Он должен вывести относительно содержания ящика все, что сможет. Иногда эта проблема возникает в буквальной постановке, например когда плохо работает секретный опечатанный прицел для бомбометания и следует решить, не открывая ящика, стоит ли возвращать его для ремонта или лучше его выбросить. Иногда эта проблема возникает по практическим причинам, например когда инженер-телефонист, находящийся среди массы действующей аппаратуры, которая не должна разбираться без достаточных причин, рассматривает сложную картину соотношений между производимыми проверками и наблюдаемыми результатами. Хотя проблема эта возникает в чисто электрической форме, область ее приложения значительно шире. Врач, исследующий больного с повреждением мозга и афазией, может пытаться, предлагая пациенту некоторые тесты и наблюдая ответную речь, вывести из этого что-нибудь относительно механизма заболевания. И психолог, изучающий крысу в лабиринте, может действовать на нее с помощью различных возбудителей и наблюдать ее различные реакции; сопоставляя факты, он может пытаться вывести что-нибудь относительно нервных механизмов, недоступных его наблюдению. Нет нужды приводить дальнейшие примеры, так как их можно найти повсюду (см. 6/17). Однако применение теории <черного ящика> выходит за пределы этих профессиональных исследований. Ребенок, пытающийся открыть дверь, должен манипулировать с ручкой (входом) так, чтобы вызвать желаемое движение задвижки (выхода); он должен научиться управлять задвижкой с помощью ручки, не имея возможности увидеть связывающий их внутренний механизм. В нашей повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с системами, внутренний механизм которых не открыт полностью для наблюдения и в обращении с которыми приходится применять методы, соот-ветствующие <черному ящику>. Экспериментатор, не интересующийся теорией <черного ящика>, обычно рассматривает любой футляр просто как помеху, которая мешает ему ответить на вопрос: <Что находится в этом ящике?> Мы, однако, будем рассматривать более общие вопросы, например: <Как должен поступать экспериментатор, столкнувшийся с "черным ящиком"?> <Какие свойства того, что содержится в "ящике", могут быть обнаружены и какие принципиально не могут быть обнаружены?> <Какие методы должны использоваться для действенного исследования "ящика"?> Этим вопросам будет уделено должное внимание только в том случае, если мы примем наличие - хотя бы временное какого-нибудь футляра и будем поступать соответственно этому. Тогда и только тогда мы сможем построить научную эпистемологию. |
|||
6/3. Исследование | ||||
6/5. Абсолютность. | ||||
6/6. Недоступные состояния. | ||||
6/7. Вывод связей. | ||||
6/8. Изоморфные машины | ||||
6/12. Гомоморфные машины | ||||
6/15. Структура | ||||
6/16. Модели. | ||||
6/20. Неполностью наблюдаемый <Ящик> | ||||
![]() |
![]() |
|||