![]() |
![]() |
![]() |
||
Глава 12. Регулятор, управляемый ошибками |
||||
Регулятор, управляемый ошибками | Игры и стратегии12/22. Вопросы регулирования и управления чрезвычайно широки, и сказанное до сих пор лишь слегка обрисовывает их. Еще один большой раздел теории регулирования и управления возникает, когда D и R являются векторами и когда сочетания, вызывающие в конце концов исход в Т или Е, распределены во времени так, что составляющие этих векторов D и R появляются по очереди. Тогда все действующее возмущение есть последовательность подвозмущений, а вся вызываемая им реакция есть последовательность подреакций. Такой случай может встретиться, например, в жизни диких животных, когда жертва пытается регулировать защиту от нападения хищника, причем вся борьба протекает в виде чередующихся этапов угрозы <и защиты. Здесь нападение хищника в целом состоит из последовательности действий D1, D2, D3 D3 ,..., каждое из которых вызывает ответ, так что весь ответ в целом есть также последовательность, которую можно обозначить через R1, R2, R3, .... Вся борьба состоит, таким образом, из двойной последовательности Исход определяется некоторым соотношением между всем нападением хищника <и всем ответом жертвы. Мы теперь рассматриваем еще более сложную интерпретацию основной формулировки из Эта теория, основанная Дж. Нейманом в 30-х годах, хотя еще не полностью развита, но уже настолько обширна, что нам придется ограничиться лишь упоминанием о ней. Однако нам следует отметить ее тесную связь и точное соответствие с предметом нашей книги. Она, несомненно, будет иметь огромное научное значение для биологии; ибо врожденные свойства живых организмов суть просто стратегии, оказавшиеся удовлетворительными в ходе многовековой конкуренции и <вделанные> в молодое животное так, чтобы быть готовыми к употреблению по первому требованию. Как многие шахматисты нашли, что ход <Р - Q4> 1 является хорошим способом начинать игру в шахматы, точно так же многие виды нашли, что <отрастить зубы> является хорошим способом начать Битву Жизни. Можно точно продемонстрировать соответствие между теорией игр и предметами, рассматриваемыми в этой книге. Во-первых, отметим то обстоятельство, что основное понятие Во-вторых, отметим то обстоятельство, что теория игр, сформулированная Дж. Нейманом и О. Моргенштерном, изоморфна теории некоторых определенных машин со входом. Рассмотрим машину, эквивалентную Рис. 12/22/1. <обобщенной игре> Дж. Неймана (рис. 12/22/1). (Буквы на рисунке соответствуют тем, которые использовал Дж. Нейман в гл. 2 своей книги. С этой главой желательно ознакомиться. Однако его буквы Т не соответствуют нашему употреблению.) Итак, имеется машина М со входом. Ее внутренняя структура (ее преобразования) известна игрокам Г. Машина имеет входы трех типов: Г, V и Т. Параметр Г (скажем, какой-нибудь переключатель) определяет, какую структуру будет иметь машина, т. е. в какую игру придется играть. Входы Vi делают возможным производство случайных ходов (например, ввод воздействий от колеса рулетки или колоды перетасованных карт; ср. 12/15). Каждый игрок есть детерминированная динамическая система, соединенная с М двусторонней связью. Он получает информацию из М по особым каналам Ii и затем действует на М определенным образом. Места присоединений каналов I определяются входом Г. Воздействия от каждого Т, вместе с воздействиями других Т и V, полностью управляют через М циферблатами G. Когда игра, т. е. траектория, окончена, судья K читает показания G и выплачивает соответствующие суммы игрокам T. Здесь мы, очевидно, имеем случай нескольких регуляторов, каждый из которых стремится достичь цели в G; они действуют одновременно и конкурируют внутри М. (Возможность конкуренции между регуляторами до сих пор еще не рассматривалась явно в этих главах.) Если система ультраустойчива, то поведение каждого Т будет определяться параметрами, ведущими себя как ступенчатые функции. Если данный игрок <удовлетворен> выплатой, которую производит K, его параметры сохранят свои значения и его стратегия останется неизменной; но если он не удовлетворен (т. е. если выплата падает ниже некоторого критического значения), то ступенчатые функции изменят свое значение и в следующей игре проигравший будет использовать новую стратегию. Близко примыкает к этому предмету теория военного шифрования и дешифрования. Шеннон в своей работе <Теория связи в системах засекречивания> показал, как тесно связаны эти различные области. Почти всякий успех в одной из них проливает свет на другую. В настоящее время невозможно сказать больше, ибо рассматриваемые взаимосвязи должны еще изучаться и исследоваться. По-видимому, ясно, что теория регулирования (включающая многие из основных проблем орга-низации в мозгу и обществе) и теория игр могут многому научиться друг от друга. Если читателю покажется, что эти исследования несколько абстрактны и лишены применений, пусть он подумает о том, что теория игр и кибернетика суть просто основания теории того, как проложить Ваш Собственный Путь. Немногие предметы могут быть богаче применениями, чем этот! |
|||
12/2. Сенсорные и моторные ограничения | ||||
12/4. Регулирование ошибками | ||||
12/8. Марковская машина | ||||
12/11. Устойчивость | ||||
12/12. Марковское регулирование | ||||
12/14. Регулирование посредством вето | ||||
12/15. Гомеостат | ||||
12/17. Детерменированное реулирование | ||||
12/19. Непрерывное изменение | ||||
12/21. Усилитель мощности | ||||
12/22. Игры и стратегии | ||||
![]() |
![]() |
![]() |
||