![]() |
![]() |
![]() |
||
ГЛАВА 7. Количество разнообразия |
||||
Количество разнообразия | 7/3. Тот факт, что в науке речь идет всегда о множестве, часто затемняется манерой выражаться. <Ион хлора...> - говорит лектор, явно имея в виду, что его высказывание приложимо ко всем ионам хлора. Точно так же мы слышим высказывания о бензиновом двигателе, о растущем ребенке, о хроническом пьянице и о других предметах в единственном числе, когда на самом деле речь идет о множестве всех подобных объектов. Иногда случается, что некоторое высказывание одинаково истинно и в применении к индивиду, и в применении к множеству, например: <Слон ест с помощью хобота>. Но привычный характер такой двойной применимости не должен заслонять от нас того факта, что некоторые типы высказываний применимы только к множеству (или только к индивиду) и становятся источником заблуждений и путаницы, если применяются к индивиду (соответственно к множеству). Так, грамм газа - йодистого водорода - вполне может в некоторый данный момент быть ионизированным на 37%. Но это высказывание не должно относиться к отдельным молекулам, которые либо полностью ионизированы, либо совсем не ионизированы; то, что истинно относительно множества, ложно относительно индивидов. Далее, депутаты от консервативной партии имеют в данный момент большинство в парламенте; в применении же к индивидуальному депутату это высказывание бессмысленно. Далее, автомобильная шина, рассматриваемая как целое, вполне может двигаться на запад со скоростью 8 км/час, но часть ее, соприкасающаяся с дорогой, неподвижна, тогда как верхушка ее движется на запад со скоростью 160 км/час.. В действительности ни одна часть шины не ведет себя так, как шина в целом. Далее двадцать миллионов женщин вполне могут иметь тридцать миллионов детей, но лишь с помощью опасного искажения языка можем мы сказать, что у средней женщины полтора ребенка. Так .можно иногда говорить, не опасаясь путаницы, только потому, что те, кто должен действовать, например строить школы для детей, хорошо знают, что полребенка - это не какой-то чудовищный урод, а миллионное множество детей. Примем поэтому за основу, что высказывание о множестве может быть как истинно, так и ложно (или даже бессмысленно) в применении к элементам множества. Упр. Следующие высказывания относятся к <коту>, и притом либо к виду Felis domestica, либо к соседскому коту. Рассмотрите применимость каждого из этих высказываний, во-первых, к виду и, во-вторых, к индивиду: |
|||
7/11. Ограничения разнообразия в векторах. | ||||
7/13. Степени свободы | ||||
7/15. Законы природы. | ||||
7/16. Предметы как ограничения разнообразия. | ||||
7/18. Предсказание и ограничения разнообразия. | ||||
7/19. Машины как ограничения разнообразия | ||||
7/21. Обучение и ограничение разнообразия. | ||||
7/23. Множество и машина | ||||
7/24. Уменьшение разнообразия | ||||
7/25. Закон накопления опыта. | ||||
![]() |
![]() |
![]() |
||