Глава 14. Усиление регулирования
Форум
     
14/1. Что такое усилитель?

14/6. Усиление в мозгу. Теперь мы можем с количественной стороны понять, почему этот косвенный метод оказался более совершенным, почему именно он используется теми организмами, которые обладают самыми мощными средствами регулирования. Дело в том, что он допускает усиление.

Набор генов, как хранилище или канал разнообразия, имеет ограниченную пропускную способность. Выживают преимущественно те виды, которые используют эту пропускную способность эффективно. Она может использоваться прямо или косвенно.

Прямое использование имеет место, когда набор генов непосредственно определяет регулятор. Регулятор из готовляется (еще в эмбрионе), и организм живет, отвечая на каждое возмущение так, как определил набор генов. Усиление здесь не имеет места [с нашей теперешней точки зрения; хотя такое регулирование все же дает некоторое преимущество ( 13/9), если возмущения часто повторяются за время жизни организма].

Косвенное использование имеет место тогда, когда набор генов определяет построение некоторого регулятора R1 действие которого должно привести к построению главного регулятора R2, - особенно если этот процесс проходит через несколько порядков или уровней. При достижении окончательного регулирования по этапам появляется возможность дополнения в больших масштабах и тем самым возможность того, что окончательное регулирование будет значительно более мощным, чем регулирование, которое непосредственно могло быть обеспечено набором генов.

Ясный пример того, как один регулятор может своими действиями привести к возникновению другого регулятора, приводился в 12/15. Строилась часть В гомеостата, которая становилась первоначальным регулятором R1. Соединенная с частью А, она действовала так, чтобы часть А становилась устойчивой только при центральном положении ее стрелок. Когда это достигалось, А начинала действовать как регулятор R2 по отношению к тем возмущениям, которые могли бы заставить стрелки отклониться. Хотя в этом примере регулятор R2 исключительно прост, в принципе ничто не отделяет этот случай от тех случаев, когда регулятор R2 имеет любую степень сложности.

Метод достижения регулирования за два этапа, когда набор генов создает R1 а R1 создает R2, характерен для млекопитающих, у которых набор генов, действуя на мозг эмбриона, определяет развитие, к моменту рождения, некоторых основных регуляторов действие которых не приносит организму непосредственной выгоды. Однако с момента рождения они действуют на кору головного мозга так, чтобы развить в ней обширный регулирующий механизм R2, который, ко времени наступления зрелости, будет гораздо лучшим регулятором (т. е. будет иметь большую мощность), чем тот, который мог бы быть создан прямым действием набора генов.

Откуда исходит дополнение? Из случайных источников, как в 12/15, и из самой окружающей среды! Ибо, именно окружающей среде приходится в значительной степени определять, как будет действовать организм. Таким образом, набор генов и окружающая среда вместе участвуют в формировании взрослого организма, и, следовательно, количество проектирования, идущего от набора генов, дополняется проектированием, идущим (в качестве разнообразия и информации) от окружающей среды. Вот почему взрослый организм в конечном счете обнаруживает большую способность регулирования, чем та, которая могла бы определяться одним набором генов.

Таким образом, усиление регулирования не является чем-то новым, ибо высшие животные, которые приспосабливаются путем обучения, давно уже открыли этот метод.

Нельзя ли еще более увеличить это усиление? А если да, то не можем ли мы использовать имеющиеся у нас способности регулирования, чтобы создать более высоко развитый регулятор, значительно превосходящий человеческие способности? Регулятор, который бы регулировал различные несовершенства нашего общества, являющегося по отношению к нам очень большой системой?

 
14/2. Что такое усилитель  
14/4. Регулирование и выбор.  
14/6. Усиление в мозгу  
14/7. Усиление умственных способностей.