Глава 14. Усиление регулирования
Форум
     
14/1. Что такое усилитель?

14/7. Усиление умственных способностей. Эта книга задумана как введение, и на протяжении двенадцати глав этот замысел выдерживался. В последних двух главах, однако, предмет развивался несколько спекулятивно, отчасти для того, чтобы дать читателю попрактиковаться в применении ранее изложенных методов, отчасти же для того, чтобы показать открывающиеся впереди захватывающие перспективы.

В 13/18 мы видели, что выбор можно усиливать, А <решение задач> в основном, если не всецело, есть вопрос надлежащего выбора. Возьмем, например, любой популярный сборник задач и загадок. Почти каждую из . них можно свести к следующей форме: <Укажите один элемент из некоторого множества.> Так, из всех возможных количеств яблок, которые могут быть в сумке у Джона, мы должны выбрать одно определенное количество; или из всех возможных линий, которые можно провести карандашом через определенным образом рас-положенные точки, нужно выбрать одну; или из всех возможных распределений букв по данному множеству мест надо выбрать одно. В действительности трудно представить себе задачу - безразлично, шуточную или серьезную, - для решения которой в конечном счете не был бы необходим и достаточен некоторый подходящий выбор (отбор).

Ясно также, что многие из тестов, применяемых для измерения <умственных способностей>, измеряют по существу способность испытуемого производить подходящий выбор. Например, при одном из тестов ребенку показывают какой-нибудь обычный предмет и спрашивают его название - из всех слов ребенок должен выбрать нужное. При другом тесте ребенка спрашивают, как бы он стал искать мячик на поле, - изо всех возможных путей ребенок должен отобрать один среди немногих подходящих. Таким образом, нельзя считать невозможным, что то, что обычно называют <умственными способностями>, окажется эквивалентным <способности подходящего выбора>. В самом деле, если бы <говорящий черный ящик> обнаруживал большую способность к подходящему выбору в таких делах - например, получая трудные задачи, всегда давал бы правильные ответы,- то мы вряд ли могли бы отрицать, что с точки зрения поведения он обнаруживает эквивалент <больших умственных способностей>.

Если это так и поскольку мы знаем, что способность выбора может усиливаться, то отсюда, по-видимому, следует, что мощь интеллекта, подобно мощи физической, может усиливаться. Пусть никто не говорит, что этого нельзя сделать, ибо наборы генов делают это каждый раз, когда они формируют мозг; развиваясь, мозг становится более совершенным органом, чем это возможно при прямом определении всех его деталей набором генов. Нова здесь лишь мысль, что мы можем делать это синтетически, сознательно, намеренно.

Но на этом книга должна закончиться; это уже не предмет для нашего <Введения в кибернетику>.

 
14/2. Что такое усилитель  
14/4. Регулирование и выбор.  
14/6. Усиление в мозгу  
14/7. Усиление умственных способностей.